Индия – страна с таинственной и не понятной для большинства европейцев культурой. Культура этой страны всегда была неразрывно связана с ее религией. Примерно 80% (около 850 млн. чел.) населения здесь исповедует индуизм – самую массовую и древнейшую религию в Азии.
Период с III-II вв. до н. э. по VIII—VI вв. до н. э. сложились те основные составные части, из которых впоследствии выросла мировоззренческая система индуизма. Вся последующая культура Индии формировалась вокруг этой системы. Индуизм до сих пор сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, пронося в современность традиции и обычаи, зародившиеся еще на заре истории.
Индуизм можно рассматривать как систему знаков и символов культуры, несущих в себе древние традиции, развивающие и сохраняющие их в разных исторических условиях. Обычно под индуизмом (санскр. индумата, индусамая) понимают совокупность самых разнообразных идей, течений, сект, философских, правовых и этических представлений, чаще всего связанных с культами основных индуистских божеств Шивы и Вишну.
Индуизм – религия по преимуществу мифологическая. Что интересно, в божественном пантеоне насчитывается не одна тысяча богов, полубожественных и демонических персонажей с разнообразными и порой противоречивыми чертами. Бог или богиня на санскрите обозначается словом «деви», близким славянскому диво, свет, «святой». Центральное место в религии занимает наиболее почитаемая триада богов (тинмурти). Она состоит из Брахмы – творца и держателя мироздания, Вишну – хранителя всего сущего и Шивы – разрушителя и одновременно созидателя. Зачастую изображения богов имеют по нескольку рук, что является символом их различных божественных способностей, а Брахма, например, наделён четырьмя головами. Бог Шива изображается всегда с тремя глазами. Третий глаз символизирует его божественную мудрость.
Брахма как бог-творец постепенно утрачивает ведущее значение в индийском пантеоне, поэтому храмы, посвящаемые этому божеству, весьма редки. Особое место в индуизме получил и культ богинь (шакти). Так, супруга Брахмы – Саравасти стала богиней искусства и наук, супруга Вишну – Лакшми стала богиней домашнего очага, семейного счастья и достатка; Парвати – супруга Шивы выступает во множественном лице милостивых или грозных немилостивых богинь – Кали, Дурги, Умы, Гаури, Паркаян, Блавани. Сыновьями Шивы и Парвати являются Сканда – бог войны, и Ганеша (с головой слона, едущий в колеснице, запряженной мышами). Кама – сын Вишну и Лакшми – стал богом любви. В отдельных городах и штатах могут преобладать те или иные культы, например, в Бенаресе – культ Шивы, в Калькутте – Кали и т.д.
Одним из древнейших культов в Индии, сохранившимся до наших, дней является культ животных. Проявляется он в виде почитания священных животных, таких как: корова, обезьяна, слон, тигр, змея и др. Некоторые из них в былые времена являлись тотемами различных индийских родов. Но и сегодня соблюдается запрет на убийство священного животного, только в настоящее время это более всего обосновывается идеей «ахимсы» – отказа от причинения вреда любой живой особи, а не только человеку. А убийство коровы и употребление говядины в пищу вообще немыслимы для правоверного индуса (индийца).
Священными книгами индуизма являются древние памятники санскритской письменности – веды, упанишады, пураны, Бхагаватгита и два монументальных эпоса – «Махабхарата» и «Рамаяна». Индусы считают, что все науки, в том числе современные, произошли от Вед. «Веда» – слово на санскрите, означающее «знание».
В основе индуизма лежит учение о перевоплощении душ в зависимости от праведности образа жизни, предписанного нравственным законом – дхармой, и в соответствии с неизбежным воздаянием за всё содеянное – кармой. Цепь перевоплощений прекращается только в одном случае, а именно, когда душа достигает совершенства и сливается с божественным абсолютом – брахмой. Индуистские церемонии кремации призваны главным образом побудить дух умершего отправиться в подобающее ему место. Тела умерших индусы сжигают на погребальных кострах, а пепел развеивают по ветру. Места кремации особо выдающихся деятелей, таких как Махатма Ганди, Неру, Индира Ганди, стали национальными памятниками.
Три самых крупных индуистских праздника, которые отмечаются во всей Индии, это – дасера, дивали и холи. Установить же общее число индуистских праздничных ритуалов невозможно. Свои праздники есть в каждой семье, роде, касте, в каждой местности и у каждого народа, живущего в Индии.
Очень распространено у индуистов монашество и паломничество. Различные аскеты и йоги, для которых просветление – главная цель жизни, систематически «перестраивают» тело и ум с помощью многочисленных методов, таких как целомудрие, самоотречение, религиозная дисциплина, медитация и аскетизм.
Сами последователи индуизма называют свою религию «арья-дхарма» (закон ариев) или сантана (вечный закон). Исповедующие индуизм называют себя хинду. Отсюда и понятие «индус, индиец», определяющее религиозную, а не гражданскую принадлежность.
Индия – самая многонациональная страна, где при этом на небольшой территории уживаются вместе многие религиозные направления, духовные течения, такие как индусы и мусульмане(12%), христиане (2%), а также сикхи, джайны, буддисты, парсы и т.д. Основным условием такого мирного сосуществования религий и национальностей является уважение к обычаям и традициям людей других наций и конфессий.
Источник: www.india-club.ru
В данном разделе:
|